Хакасские украшения из бисера

Хакасские украшения из бисера

Хакасские украшения из бисера

Хакасские украшения из бисера

Хакасские украшения из бисера

Хакасские украшения из бисера

Это пого, самое позднее, относится к 70-м годам XIX века. Оно считалось очень ценным из-за обилия на нем покупных перламутровых пуговиц.
Каркас пого сделан из четырех слоев простой ткани, которую пропитали мучным тестом и высушили, отчего он стал твердым. С изнанки пого обшито ситцем, а с лица черным бархатом. По последнему суровыми нитками нашиты разноцветный бисер и крупные и мелкие перламутровые пуговицы. Края отделаны подвесками из прозрачных бусинок и тонких золотых мишурных шнурочков (подвески). на которые нанизаны золотистые и цветные бусы и три старинных серебряных гривенника, самый старый из которых 1856 года.
В других пого подвески могут быть дополнены гранеными цветными пуговичками, иметь больше монет и т.д.
Орнамент несложен. В нем можно только проследить круги; назван он нами тернихоз - «кругами». Ярче орнамент выражен на более позднем пого бельтирки Карачаковой, где он состоит из 5 таких кругов. Возможно, он когда-то осмыслялся как солярный.
Другие два пого этой же Шурышевой отличаются тем, что форма их каркаса более удлиненная, чем на первом, более старом пого; эти пого были уже справлены ее матерью, т.е. на рубеже XX века.
Пого обычно делает, если она имеет эту возможность, мать еще до замужества дочери, но бывает, что пого делает уже после свадьбы для своей жены муж.
Оба более поздних пого Шурышевой сплошь зашиты бисером, пуговиц на нем, в отличие от первого, немного, и они выполняют определенную роль в орнаменте, который включает в число своих элементов не только круги, но и «почки», «червей» (с русского) и «извилины».
Пого составляет национальную особенность качинской женской одежды, но похожие нагрудные украшения были также у башкир и якуток.
http://uploads.ru/t/x/u/8/xu8Av.jpg
Хакаль был распространен в центральной Башкирии и представлял собой лопатообразный кусок двойной ткани, закрывавшей всю грудь до талии, обшитый но краям рядами коралла, сплошь зашитый посередине старинными мелкими монетами, круглыми пуговицами, серебряными украшениями и т.д.
http://uploads.ru/t/C/v/6/Cv6wS.jpg
Держался он на шее посредством завязок. На рубеже нашего века его стали носить некоторые из южных башкирок.

В XIX веке якутское женское нагрудное украшение уже исчезло. Носили его, видимо, как и качинское пого. только замужние женщины. Называлось оно «тигилук» и было «увешано» стеклянными бусами.
А.П. Окладников, говоря о якутском тигилуке. возражает Линдау, считавшему, что тигилук поразительно похож на тунгусские нагрудники. «Якутские нагрудники, - пишет А.П. Окладников, - ближе всего не к тунгусскому переднику, а к аналогичной части женского костюма некоторых других тюркских племен, в том числе сибирских тюрок и башкир». Первоначальным назначением качинского, якутского и башкирского нагрудников, по-видимому, было закрывать грудь, открывавшуюся в прорез ворота рубахи"
http://uploads.ru/t/0/g/C/0gCAR.jpg
Нередко на пого можно увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древнехакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию.
http://uploads.ru/t/S/k/9/Sk9xC.jpg
Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считается, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.
В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования.
http://uploads.ru/t/O/F/z/OFzg5.jpg
Нагрудник, видимо, связан с почитанием богини Умай, которая дарует молодоженам души детей. Потому-то свахе необходимо было надевать пого на свадьбу, чтобы привлечь в дом молодоженов милость богини и семейное счастье и благополучие. В настоящее время пого получил широкое распространение. Хакасские женщины теперь надевают его не только на свадьбу, но и на любой праздник.

КРАСОТА   ПОГО
http://uploads.ru/t/u/q/r/uqr9N.jpg
http://uploads.ru/t/4/E/7/4E7Mv.jpg
http://uploads.ru/t/p/V/I/pVIQi.jpg
http://uploads.ru/t/0/I/l/0IlaX.jpg
http://uploads.ru/t/Z/B/u/ZBuXJ.jpg
http://uploads.ru/t/s/4/C/s4Cbe.jpg
http://uploads.ru/t/X/j/7/Xj7Lq.jpg
http://uploads.ru/t/q/S/N/qSNVs.jpg
http://uploads.ru/t/V/X/8/VX8bo.jpg
http://uploads.ru/t/p/3/X/p3XCq.jpg
http://uploads.ru/t/e/k/c/ekcxF.jpg
http://uploads.ru/t/0/Z/r/0Zrua.jpg
http://uploads.ru/t/d/6/A/d6AM9.jpg
http://uploads.ru/t/8/d/M/8dMqY.jpg
http://uploads.ru/t/E/C/8/EC8Iz.jpg
http://uploads.ru/t/r/L/T/rLTKu.jpg
http://uploads.ru/t/R/h/z/RhzCS.jpg
Источники:

1. Кидиекова И.К. ПOFO./ И.К. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с. – с. 51

2. Бутанаев В. Любимые наряды./ Виктор БУТАНАЕВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.86-101

3. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года: Научное издание./ отв. ред. Л.Р. Кызласов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 525с.
4. Бутанаев В.Я. Хакасы из провинции Хэйлунцзян./ В.Я. Бутанаев . - Абакан: Издательство Хакасского гос университета им. Н.Ф. Катанова. - 84 с.
5. Шибаева Ю.А. Одежда Хакасов./ Ю.А. Шибаева. – 2-е изд. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. – 140 с.
6. Сайт:


Источник: http://sibtribal.1bb.ru/viewtopic.php?id=204


“-5-10 Хакасские украшения из бисера